Последнее обновление на сайте: 19 сентября 2017 г.
Вся информация актуальна
 Главная / Цикл статей «Заказчику важно знать!» / Штрафы за форму обратной связи на сайте - реальность? Да!

Штрафы за форму обратной связи на сайте - реальность? Да!

Дата публикации статьи: 20 июня 2017 г.
Задать любой вопрос авторам статей Вы можете по e-mail 136@saitomontazh.ru
 

Возможно Вас это удивит, но если у Вас на сайте есть форма обратной связи, или даже форма запроса обратного звонка - Вы уже являетесь оператором персональных данных и должны соблюдать соответствующее законодательство.

Сочетание имени и адреса электронной почты, имени и номера телефона - это персональные данные. Закон N 152-ФЗ "О персональных данных" существует уже давно, но до сих пор очень многие игнорировали его требования.

Случаи, когда компаниям выписывали штрафы - уже реальны. Но случаев было мало, и многие продолжали игнорировать требования Закона из-за незначительности этих штрафов. Одну компанию в Тамбове оштрафовали на 1 000 рублей, несколько компаний в Астрахани на разные суммы от 5 000 до 10 000 рублей.

Статья на Cnews: Власти придумали для Рунета новый штраф. Под угрозой сайты с формой обратной связи

Постановление № 4А-288/2016 от 4 октября 2016 г. по делу № 4А-288/2016, Тамбовский областной суд (Тамбовская область)

Статья в газете "Волга": В Астрахани начали штрафовать организации, у которых есть собственный сайт

 
Что теперь изменится? С 1 июля 2017 кратно возрастают размеры штрафов за нарушения норм Закона "О персональных данных".

К примеру, если пользователь на сайте компании вводит свои персональные данные, и не оставляет явного согласия на их обработку (к примеру, постановкой соответствующей "галочки" при вводе данных в форму), то для юридического лица - владельца сайта предусмотрен штраф в размере до 75 000 рублей.

А если на сайте компании, собирающем персональные данные, нет возможности ознакомиться с Политикой обработки персональных данных компании - предусмотрен штраф до 30 000 рублей.

К тому же, Роскомнадзор теперь имеет право выписывать эти штрафы самостоятельно, без Прокуратуры.

Федеральный закон от 7 февраля 2017 г. N 13-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (текст Закона об увеличении штрафов)

 
И что теперь будет?

Из-за повсеместного игнорирования норм Закона компаниями Роскомнадзор получает неплохой инструмент пополнения государственного бюджета за счёт штрафов с владельцев сайтов. Конечно, все сразу в их поле зрения не попадут. Но у нас есть все основания предположить, что сами представители бизнеса будут активно "стучать" на своих конкурентов. Отсутствие "галочки" согласия на форме обратной связи и текста Политики обработки на сайте - нарушение явное, видно любому посетителю сайта, сообщить в Роскомнадзор нетрудно, а у многих компаний сайт не один - получается очень лёгкий способ навредить конкуренту.

 
Как привести сайт в соответствие с требованиями Закона?

1. Нужно утвердить приказом Политику компании в отношении обработки персональных данных, и разместить её в свободном доступе на сайте, удобнее всего это сделать в "подвале" сайта. Политика должна содержать информацию о том: какие персональные данные собираются, зачем они собираются, куда они могут передаваться, как долго они хранятся, куда обратиться за их изменением и/или удалением.

По мнению Роскомнадзора и судов к персональным данным можно отнести и cookie, IP-адрес, геопозицию пользователя и другие данные, которые собираются системами статистики автоматически. Этот момент следует также учесть в Политике, а также рядом со ссылкой на Политику размещать предупреждение о том, что используя Сайт, пользователь подтверждает своё согласие с Политикой, и в противном случае должен покинуть сайт.

2. В каждой форме ввода данных пользователя на сайте нужно предусмотреть "галочку" типа "Я подтверждаю, что ознакомлен и согласен с Политикой обработки персональных данных этого сайта", где слова "Политикой обработки персональных данных" будут активной ссылкой на текст Политики.

По мнению ряда специалистов именно "галочка" не обязательна, достаточно подписи типа "Нажимая на эту кнопку, я согласен... ". С юридической точки зрения они возможно и правы, но "галочка" уже является более традиционной формой выражения согласия, и имено о "галочке" говорят официальные лица Роскомнадзора, комментируя эту тему. Поэтому наше мнение - надо ставить "галочку".

Публикация на сайте Роскомнадзора от 14 апреля 2017 года с комментарием пресс-секретаря Роскомнадзора

3. Нужно уведомить Роскомнадзор о своей деятельности по обработке персональных данных. По этому пункту периодически возникают споры на тему "нужно ли лишний раз напоминать о себе госструктуре". По Закону - нужно. За исключением ряда случаев, перечисленных в п. 2 ст. 22 Закона.

Форма уведомления Роскомнадзора

Ст.22 N 152-ФЗ "О персональных данных"

Внимание! Выполнение пунктов по данному списку НЕ ГАРАНТИРУЕТ соблюдения Вами всех норм Закона N 152-ФЗ "О персональных данных", в котором содержатся и другие требования к операторам персональных данных. Речь идёт только об устранении явных правонарушений, видимых любому посетителю Вашего сайта.

 
Кому лучше доверить приведение сайта к нормам Закона?

Саму "Политику обработки персональных данных" как документ нужно разрабатывать индивидуально, с учётом особенностей сайта и бизнеса. Заниматься этим должен владелец сайта или юрист.

Что касается размещения текста Политики на сайте и "галочек" согласия на формах обратной связи - с этим вопросом Вам будем рады помочь мы, Ваш сервис обслуживания сайтов "Сайтомонтаж" :)

-------

Подписывайтесь на наши статьи в соцсетях: Facebook, Вконтакте, Одноклассники

 Главная / Цикл статей «Заказчику важно знать!» / Штрафы за форму обратной связи на сайте - реальность? Да!
 Последнее обновление на сайте: 19 сентября 2017 г.
Вся информация актуальна
© ИП Дудин А.Л.

Данный интернет-сайт ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями ст. 437 ГК РФ. Возможность, стоимость и условия наших предложений на текущий момент могут отличаться от представленных на данном интернет-сайте.
 
Посещая данный Сайт, Вы подтверждаете согласие с нашей Политикой обработки персональных данных. Если Вы не согласны, пожалуйста, немедленно покиньте сайт.
Политика обработки персональных данных